Воронежский художник и скульптор Сергей Горшков прочел лекцию «История воронежского современного искусства» в книжном клубе «Петровский» во вторник, 13 февраля. Обозреватель РИА «Воронеж» побывала на встрече и выбрала пять ярких историй о художниках, живших в Воронеже в XIX и XX веках.
Иван Крамской
– Все знают Ивана Крамского как академического художника, без его имени не проходит ни одна юбилейная выставка Академии художеств. Хотя на самом деле он по своей сути был левым художником, неспокойным человеком, абсолютно нетерпимым к рутине. Он вошел в историю как один из организаторов так называемого «бунта четырнадцати». В 1863 году Иван Крамской оканчивал учебу в петербургской Академии художеств. В это время там проводился престижный конкурс, победители которого могли получить золотые и серебряные медали, денежные премии и стипендии на год. И ученый совет академии предложил участникам конкурса тему для работы – «Пир погибших героев в Вальгалле». Для современных художников это звучит, мне кажется, более чем заманчиво, но тогда молодые художники хотели рисовать жизнь – крестьян, цветущие деревья, воздух, кареты на улицах. И студенты во главе с Иваном Крамским пришли к профессорам с требованием позволить им рисовать простые, низменные вещи, отказаться от сверхъестественного. Разразилась буря, скандал был невероятным. Конечно, им отказали, потому что Академия художеств – это такая консервативная структура, в которой нельзя ничего менять. Тогда Крамской уговорил своих товарищей бросить академию. Это возмутило руководство академии еще больше. Группу этих художников сравнивали с анархистами и террористами, которые пытаются подорвать устои общества, профессора писали жалобы в полицию, чтобы за ними установили наблюдение и сослали в Сибирь. Конечно, к счастью, ничего такого никто не сделал, никого не наказали и даже следить ни за кем не стали, а оставили молодых людей в покое.
Сергей Горшков на фоне фотографии общества передвижников. Иван Крамской – третий справа в нижнем ряду.
Фото – Виталий ГрассИнтересно, что Крамской с товарищами на этом не остановились. Они изобрели новый формат художнической жизни – организовали артель художников. Это получилась почти коммуна, у них была общая касса, куда каждый складывал свои доходы от писания картин на заказ, и из этой кассы по мере необходимости всем участникам артели выдавались деньги на жизнь. Артель существовала несколько лет. Но все мы знаем, что такая колхозная жизнь никогда ни к чему хорошему не приводит, и Крамской в какой-то момент в ней разочаровался. Он ушел и принял самое деятельное участие в создании другого объединения художников – сообщества передвижников. Это была организация, целью которой было не только продавать картины, но и показывать их за деньги таким образом, чтобы этих денег хватало художникам на жизнь. Можно сказать, это был прообраз западных галерей, популяризирующих деятельность конкретных художников и определенные стили. По воспоминаниям участников движения, товарищество передвижников получало баснословные деньги за свои выставки. Система была налажена мощно, выставки ездили по самым разным городам России и Украины. Товарищество передвижников объединяло около 20 художников, а у всех были жены, дети, они привыкли к небедной жизни, жили в домах в несколько этажей, имели слуг, ездили за границу. И представьте, этих денег, заработанных на выставках, всем им хватало на жизнь.
Лев Соловьев
Картина Льва Соловьева «Монахи. Не туда заехали»
– Есть такое выражение «Картина Репина "Приплыли"». Эта «картина» почти так же популярна, как «Три богатыря» и «Мишки в лесу», но самое интересное в том, что она принадлежит кисти совсем не Репина, а воронежского художника Льва Соловьева. И называется она «Монахи. Не туда заехали». Лев Соловьев родился в 1839 году, пережил революцию. Он был очень плодовитым художником, одна его картина хранится в Острогожском художественном музее, а в запасниках нашего музея имени Крамского находится около 200 его работ. Сама же картина «Монахи. Не туда заехали» хранится в одном из музеев Украины. На ней изображена река Воронеж, когда у нее еще не было левого берега, да и правый был не слишком отстроен. И запечатлена абсолютно бытовая сцена – женщины стирают, моются, купают детей, и вдруг среди всего этого оказываются монахи на лодке. Живописные качества этой картины нет смысла обсуждать – это прекрасная живопись, высочайшее мастерство художника, но особенно интересно, что Льва Соловьева за эту картину никто не осудил, напротив, он был уважаемым человеком и активным членом общества. Он писал статьи об искусстве в воронежские газеты и журналы, был руководителем воронежской рисовальной школы, а еще дружил с Николаем Федоровым, философом, одним из основоположников русского космизма, и помогал ему в создании экспозиции Воронежского исторического музея, который сегодня называется Воронежским краеведческим музеем.
Николай Ге
Сергей Горшков на фоне картины Николая Ге «Голгофа»
Фото – Виталий ГрассНиколая Ге, который прожил в Воронеже только первые десять лет жизни, нельзя не считать нашим земляком. Как и другие воронежские художники, он был беспокойным человеком. Живя в Петербурге, Николай Ге был знаком с Иваном Крамским и принимал активное участие в деятельности товарищества передвижников. Ге вносил беспокойство в общественную жизнь, так как писал много картин на религиозные темы, причем его трактовки совсем не совпадали с каноническими. Интересно, что в середине 1890-х годов в полицейское управление поступила жалоба на картину Ге, где, наверное, впервые в истории русского искусства было использовано выражение «оскорбляет чувства верующих». Но, несмотря на такую оценку, произведения Николая Ге покупали великие князья и другие видные люди общества, и сегодня все они хранятся в крупнейших галереях.
Александр Бучкури
Сергей Горшков на фоне картины Александра Бучкури «Свадебный поезд»
Фото – Виталий ГрассО воронежском художнике Александре Бучкури известно немного. Почти всю жизнь он прожил в Воронеже, не считая нескольких лет учебы в петербургской Академии художеств, где его учителем был Илья Репин. Но, как и другие воронежские художники тех лет, Александр Бучкури был деятельным человеком. В частности, он преподавал в воронежской рисовальной школе, затем – в воронежском филиале столичного ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские. – РИА «Воронеж»), а в 1930-е годы именно он организовал Воронежское отделение Союза художников России, которое существует до сих пор.
Сергей Романович
Картина Сергея Романовича «Ладья в бурю»
Фото – Виталий ГрассСергей Романович, хотя и не является воронежским художником, вписал свое имя в историю воронежского искусства. Именно он организовал в городе филиал ВХУТЕМАСа, куда по приглашению Романовича с лекциями приезжали великие художники-авангардисты Казимир Малевич, Александр Родченко, Владимир Татлин и другие. К сожалению, их произведений в городе не осталось, хотя странно предположить, что они ничего не привозили с собой. Существует легенда, миф, слух, что во время эвакуации музея Крамского в войну все работы авангардистов поместили в отдельный вагон, который сгорел при бомбежке на одной из станций. Следов его не осталось.